Гайд: как поставить задачу редактору и получить результат

Статья будет полезна руководителям, дизайнерам, маркетологам и всем, кому прямо сейчас нужно сделать из плохих текстов хорошие. Этот гайд поможет объяснить копирайтеру или редактору, что вы от него хотите. Вы узнаете, зачем нужен редактор, как поставить ему задачу и как быть, если задача срочная.

Побегать по статье:
С чем поможет редактор 
    Сделать текст 
    Написать понятно
    Проверить текст
Зачем редактору вводные 
    Больше контекста
    Вопросы — это нормально
Что делать со срочной задачей
    Предупредить
    Не давить 

С чем поможет редактор

Зависит от компании и подхода к продуктовым текстам. В SMM-агентстве у редактора закажут пост для соцсетей, в IT-компании попросят понятную инструкцию для пользователей, а крупный банк захочет бренд-медиа, блог и что-то масштабное со статьями, метриками и блэкджеком. Предпринимателю нужна будет промо-страница о продаже загородного дома здесь и сейчас.

Для упрощения выделю три категории задач. Это поможет правильно поставить задачу редактору.

😎 Сделать текст

Обычно это одна объемная задача, которую редактор решает самостоятельно или с привлечением ресурсов. Например, вы приходите и говорите: на этой неделе надо выпустить рассылку. Редактор задает вопросы, а потом идет делать: либо всё сам, либо только текст, а за остальным — к команде. Результат здесь выпущенный продукт: пост, статья, письмо, промо-страница или просто структурированный текст в гугл-доке, чтобы передать его дальше.

Так бывает не всегда. Полностью редактор занимается задачей чаще всего в небольших компаниях, где нет других специалистов. Тогда он и менеджер, и исполнитель, и бухгалтер и кто только еще не. В больших компаниях лучше, чтобы редактор отвечал за свой кусок: текст, графику, помощь в создании прототипа.

Чем занимается редактор и где он полезен →
Задача редактора — не в написании текстов →

🤓 Написать понятно

Когда продукт сам по себе есть, но кажется, что он непонятный. Допустим, дизайнер сделал макет приложения и оставил в нем «рыбу» — какой-то текст, чтобы заполнить им пустые места. С точки зрения процесса это плохо, но так бывает. И вот когда переделать ничего нельзя, приходит редактор и пишет текст для интерфейса: подписи, плашки, баннеры, поп-апы, предупреждения, кнопочки, инструкции.

Не делайте так. Поставить задачу редактору в последний момент и попросить «сделать красиво» — плохая затея. Старайтесь не думать о тексте как о «последнем слое» в продукте, который можно положить как петрушку в готовый борщ. Текст — это один из ингредиентов, наравне с дизайном, версткой и всем остальным. Чем раньше про него вспомнят, тем лучше выйдет результат.

Как избавиться от сложных слов в тексте →
Как написать полезную интерфейсную подсказку →

🧐 Проверить текст

Вообще этим занимается корректор. Но говорить лучше о реальной жизни, так что и с этим можно идти к редактору. Он сможет провести уборку: вычитать текст, убрать повторы, тавтологии, отметит сложные предложения, расставить запятые. В народе — «причесать».

Только осторожнее. Чаще всего текст, который вам кажется логичным, нормальным и полезным, таким не является. Не подходите к работе с мыслью, что здесь и так нормально, только на ошибки проверить. Так будет работать, если текст уже написал редактор, а второму редактору вы дали «посмотреть». В остальных случаях, если есть время, не приносите редактору готовый текст, а поставьте задачу и дайте вводные.

Почему польза в тексте важнее запятых → 
Как давать комментарии к чужому тексту →

Зачем редактору вводные

Как редактор встречаю такое: приходит задача, к ней вводные в виде «все, что надо, лежит здесь», и ссылка. Открываешь, а там кем-то написанный текст. И всё. Из этого, допустим, надо сделать письмо для рассылки. Проблема здесь: мало контекста.

Приходится задавать вопросы: а есть что-то еще? Есть примеры? С кем еще можно поговорить? Стандартный набор. И оказывается, что есть еще презентации, сайты, руководства и минимум пара человек, кто в курсе дел.

Почему важно задавать вопросы перед задачей → 

Больше контекста

Есть ощущение, что если дать редактору много вводных, то он закопается и будет делать дольше. Или что для этой пустяковой задачи не нужно так много материала. На самом деле, почти всегда редактору полезно иметь на руках больше контекста: где будет текст, зачем он, скриншоты, примеры других текстов, технические документы, контакты тех, у кого можно спросить.

Происходит обычно

Пример переписки: как не надо ставить задачу редактору

Чтобы был результат

Пример переписки: как правильно поставить задачу редактору

Это не значит, что редактор будет читать двести страниц руководства пользователя, чтобы написать подсказку. Но у него будет база, которую он сам отфильтрует и достанет необходимое.

Вопросы — это нормально

Поставить задачу можно двумя способами. Дать редактору рыбу: найти все, что нужно самому, оформить в задачу и выдать ссылкой. Или дать удочку: найти пару ссылок, дать контакт и подсказать, где искать. Тогда редактор сам пойдет и все изучит. Для хорошего результата тратить на это время нужно всегда.

Не бойтесь вопросов и обсуждений. Чем этого больше, тем лучше выйдет текст. Избегайте редакторов, которые берут задачу молча. Только кажется, что так делают профессионалы, на самом деле — это дилетантство.

Поговорите. Если не уверены, что сможете объяснить на письме, что нужно, выделите время на созвон. Уважайте свое и чужое время: договоритесь заранее, если разговор может занять больше получаса, спросите свободен ли редактор сейчас, если получится объяснить за 10 минут.

Что делать со срочной задачей

Качественный текст быстро сделать не получится. Это настолько банально, что даже смешно говорить. Когда действительно надо сделать срочно, все правила рушатся. У нормального редактора включаются другие инстинкты. Их можно сформулировать так: надо сделать хоть что-то, что решит задачу здесь и сейчас. Пусть будет плохо, но достаточно, чтобы закрыть проблему.

Возьмем ситуацию, когда вы менеджер, к вам пришел заказчик и требует что-то сделать как можно быстрее. Спорить времени нет, текст нужен прямо сейчас. Как выйти из этой ситуации с меньшими потерями?

Предупредить

В кризисных ситуациях главное — это чтобы все были в курсе, что происходит. Это работает как для катастроф в жизни, так и на работе. Как только поняли, что задачу придется делать сейчас, сразу пишите редактору. Собирать какие-то вводные уже поздно.

Не давить

В сложных обстоятельствах в одной лодке оказываются все: и редактор, и менеджер, и заказчик, и все вокруг, кто причастен к проекту. Теперь вы не начальник—подчиненный, а два мореплавателя. Шторм, вода, надо вычерпать ее, чем придется, иначе все утонут.

Самое худшее, что можно сделать: продолжать оставаться начальником. Контролировать, поторапливать, спрашивать «ну как, готово?». Так вы будете только увеличивать стресс от ситуации, и даже самый стойкий специалист сломается, включит гнев и станет врагом.

Так случилось. В срочных задачах обычно кто-то виноват. Или редактор вовремя не сделал, теперь все затянулось. Или менеджер не спорил с заказчиком. Или заказчик придумал дедлайн, теперь всем надо. Но так ли это важно? Вот что надо сделать, когда случается срочность:

1. Не винить себя и других.
2. Сделать без нервов хоть что-то, что закроет проблему.
3. Проговорить, почему так вышло. Не повторять в будущем.

Я не люблю делать что-то срочно. У меня выходит очень плохо, и потом хочется быстрее помыться. Знаю и других людей: в спокойном состоянии они ничего не делают, а как аврал — самые эффективные люди. Не знаю, что с этим делать, поэтому выводов не будет. Поступайте, как считаете правильным. Поставить задачу редактору — это не мир спасти, поэтому не относитесь к этому так уже серьезно. Всё получится.

Как поставить задачу редактору: кратко
⭐ Понять зону ответственности: где редактор может помочь, а где нет
⭐ Давать как можно больше информации по задаче
⭐ Избегать срочных задач. Если так вышло — собраться и никого не винить

Что думаете: