Расскажу историю о потерянном времени. Будут персонажи, повороты сюжета и все вокруг одной запятой. Всё выдуманное, совпадения случайны.
Итак, менеджер Алиса заходит в чат.
🤷♀️ Ребята! Подскажите, нужна здесь запятая или нет. Спорим с заказчиком — она говорит убрать. Но хочу убедиться.
Предложение с запятой попадает в чат. К беседе присоединяются коллеги Олег, Даша и Кирилл. Остальные смотрят со стороны.
😏 Кажется, нужна, — пишет Кирилл.
🙂 А я бы не ставила, — пишет Даша.
🧐 Насколько я помню, между сложноподчиненными запятая нужна… Но тут не помню точно правило, — пишет Олег.
Одно, второе, третье сообщение. Чат уходит вниз, у всех пиликают телефоны. Даже самые сфокусированные люди бросают свои дела — ведь в чате интересная тема. Как же поставить запятую?
Идет спор, из которого просто так не выйти. У кого-то должен проснуться здравый смысл.
В чат попадает редактор:
👻 А текст уже утвердили? Или можно еще переделать?
Нет, еще не утвердили, — отвечает Алиса.
👻 Есть время? Пойдем в личку, я помогу. Буду задавать вопросы по задаче.
Алиса объясняет, что текст нужен, чтобы люди зря не отправляли заявки. Есть такие и такие ограничения. А заказчик вообще не против, чтобы текст был другой. Главное — чтобы понятно. Выясняется, что запятая не так важна.
Редактор, выяснив задачу, пишет предложение без запятой. Текст попадает на свое место и приносит пользу.
Вывод такой. В текстах для бизнес-задач запятые и опечатки не на первом месте. Сначала нужно выяснить, зачем текст и какую проблему он должен закрыть — тогда можно избежать споров о запятых, переформулировать без, разбить на два коротких предложения, в общем, найти выход.
Возня с запятыми только отбирает время: у заказчиков, коллег, исполнителя. И не несет пользы. Запомните: почти всегда можно переписать.